TR1 ГУАНЬ-ЧУН

Расположение: на локтевой стороне IV пальца на 0,3 см от ногтевого ложа.

Показания: чувство удушья; головная боль, боль в горле, сухость и трещины губ; боль в наружной стороне плеча и локте, лихорадочные состояния; тошнота; депрессивные состояния.

Глубина укола 0,3 см; прижигание 2–3 мин.

TR2 Е-МЭНЬ

Расположение: во впадине между пястно-фаланговыми суставами IV и V пальцев.

Показания: головная боль; конъюнктивит; глухота, ларингит, фарингит; боль в кисти и предплечье; лихорадка.

Точку определяют в положении сидя, кисть должна быть сжата в кулак.

Глубина укола 0,3 см; прижигание 3–5 мин

TR3 ЧЖУН-ЧЖУ тонизирующая

Расположение: во впадине между IV и V пястными костями, кзади от IV пястно-фалангового сустава.

Показания: головная боль; виски, шум в ушах, глухота, фарингит, ларингит; боли в предплечье и локтевом суставе, парез мышц кисти; лихорадочные состояния; психозы; лейкома роговицы.

Точку определяют в положении сидя, кисть сжата в кулак.

Глубина укола 1 см; прижигание 5–7 мин.

TR4 ЯН-ЧИ пособник

Расположение: на тыльной поверхности лучезапястного сустава, ближе к локтевой стороне, соответственно расположению IV пальца.

Показания: головная боль, головокружение; боли в суставах руки с затруднением движения; перемежающаяся лихорадка, малярия; глухота; конъюнктивит; олигоурия, сахарный диабет.

Глубина укола 1 см; прижигание не проводится.

TR5 ВАЙ-ГУАНЬ стабилизирующий ло-пункт к Меридиану Перикарда

Расположение: на тыльной поверхности предплечья, выше проксимальной лучезапястной складки сустава на 2 цуня.

Показания: катар верхних дыхательных путей, головная боль, боль в затылке; шум в ушах, глухота; паротит; затруднение движения в локтевом суставе, боль в пальцах, тремор рук; парез и паралич мышц верхних конечностей; лихорадочные состояния, гипертермия; прострел в области поясницы, шеи; глазные болезни; запор; гипотензия, астения, нарушение сна, неврозы, паркинсонизм с ригидностью мышц.

Глубина укола 2 см; прижигание 5–10 мин.

TR6 ЧЖИ-ГОУ

Расположение: на тыльной поверхности предплечья в межкостном углублении, выше складки лучезапястного сустава на 3 цуня.

Показания: обморок, боль в области сердца, груди, лопатки; потеря голоса, ларингит, фарингит; боли в плече и предплечье; боли в подреберье, запор, рвота, понос; лихорадочные состояния; обморок после родов; головокружение, головная боль, боль в глазах; воспалительные процессы в области шеи; пневмония.

Точку определяют в положении сидя, рука согнута в локтевом суставе.

Глубина укола 1 см; прижигание 5–10 мин.

TR7 ХУЭЙ-ЦЗУН противоболевая

Расположение: на тыльной поверхности предплечья, выше складки лучезапястного сустава на 3 цуня, на уровне точки TR6 чжи-гоу, но в локтевую сторону от нее на один поперечный палец.

Показания: глухота; боли в мышцах верхних конечностей, чувствительные и двигательные расстройства; эпилептиформные приступы; эмоциональная неустойчивость.

Глубина укола 1 см; прижигание 5–10 мин.

TR8 САНЬ-ЯН-ЛО

Расположение: на тыльной поверхности предплечья, во впадине между костями, выше лучезапястной складки на 4 цуня.

Показания: внезапная потеря голоса, глухота; боли в плече, предплечье и кисти с затруднением движения.

Глубина укола 1 см, вертикально; прижигание 5–10 мин.

TR9 СЫ-ДУ

Расположение: на тыльной поверхности предплечья, ниже локтевого отростка на 5 цуней в углублении между костями, выше тыльной складки лучезапястного сустава на 7,5 цуней.

Показания: внезапная потеря голоса, глухота; боль в зубах нижней челюсти; боли в предплечье; паралич мышц верхней конечности.

Глубина укола 1,5–2,0 см; прижигание 5–10 мин.

TR10 ТЯНЬ-ЦЗИН седативная

Расположение: на задней поверхности плеча, выше локтевого отростка на 1 цунь.

Показания: боли в груди, кашель; боль в височной области головы, мигрень; заболевания глаз; шум в ушах, боль в горле; боли в области затылка, шеи, плеча, локтевого сустава; предынсультное состояние; неврастения, нарушение сна, возбуждение; судороги у детей.

Точку определяют в положении сидя при согнутой в локтевом суставе руке.

Глубина укола 1,0–1,5 см при согнутой в локтевом суставе руке; прижигание 5–20 мин.

TR11 ЦИН-ЛЭН-ЮАНЬ

Расположение: на задней поверхности плеча, выше кончика локтевого отростка на 2 цуня.

Показания: головная боль; боли в плече и мышцах руки с ограничением движений.

Точку определяют в положении сидя при согнутой в локтевом суставе руке.

Глубина укола 0,5–1,0 см; прижигание 5–15 мин.

TR12 СЯО-ЛЭ

Расположение: на задней поверхности плеча, выше локтевого отростка на 5 цуней.

Показания: головная боль, боли в области шеи, затылка, в руке; эпилептиформные приступы.

Глубина укола 1,0–1,5 см; прижигание 5–15 мин.

TR13 НАО-ХУЭЙ

Расположение: па задней поверхности плеча, на уровне нижнего края подмышечной впадины, книзу и кзади от большого бугра плечевой кости.

Показания: боли в плече, плечевом суставе, лопатке; головная боль; лоб; глазные болезни.

Глубина укола 1,5–2,0 см; прижигание 5–15 мин.

TR14 ЦЗЯНЬ-ЛЯО

Расположение: на задней поверхности плечевого сустава, сзади и ниже акромиального отростка лопатки, или на 1 цунь ближе к позвоночнику от углубления, образующегося при поднимании руки (здесь находится точка GI15 цзянь-юй); вертикально выше точки TR13 нао-хуэй на 3 цуня.

Показания: боли и парез верхней конечности, боль в плечевом суставе с затруднением движения; неврастения, головокружение.

Точку определяют в положении больного сидя при поднятой руке.

Глубина укола 1,0–1,5 см; прижигание 5–10 мин.

TR15 ТЯНЬ-ЛЯО

Расположение: в надостной ямке, у верхнего угла лопатки, на 1 цунь прямо вниз от точки цзянь-цзин VВ 21.

Показания: боли в плече и лопатке, напряжение мышц шеи и затылка; лихорадочные состояния.

Глубина укола 1,5–2,0 см, глубокий укол противопоказан; прижига¬ние 3–5 мин.

TR16 ТЯНЬ-Ю

Расположение: на заднебоковой поверхности шеи, ниже сосцевидного отростка, немного сзади места прикрепления грудино-ключично-сосцевидной мышцы.

Показания: головная боль, головокружение; инъецирование склер; отек лица; внезапная глухота; ригидность мышц затылка; нарушение сна.

Глубина укола 1,0–1,5 см, глубокий укол противопоказан; прижигание 3–5 мин.

TR17 И-ФЭН

Расположение: в углублении кзади от основания мочки уха, между сосцевидным отростком и восходящей ветвью нижней челюсти.

Показания: шум в ушах, глухота; парез лицевого нерва, птоз века, опущение угла рта, тик и парез мимических мышц, затруднение речи; воспалительные процессы в области щеки, тризм; отит, паротит; стоматит; струма.

Точку определяют в положении сидя, нижний край мочки указывает локализацию точки.

Глубина укола 1 см, острие иглы идет немного вперед и кверху; прижигание 3–5 мин.

TR18 ЦИ-МАЙ

Расположение: за ухом на одном уровне с наружным слуховым отверстием, чуть кпереди от основания сосцевидного отростка височной кости.

Показания: головная боль, венозный застой в головном мозге, шум в ушах, глухота; снижение остроты зрения, лицевые нервы, ирит; судороги у детей, рвота, понос.

Глубина укола 0,3 см, допускается микро-кровопускание; прижигание 5 мин.

TR19 ЛУ-СИ

Расположение: за ухом выше точки TR18 ци-май на 1 цунь.

Показания: головная боль, головокружение, одышка; боль в ушах, глухота; рвота у детей, чувство страха; эпилептиформные приступы.

Глубина укола 0,5 см; прижигание около 5 мин.

TR20 ЦЗЯО-СУНЬ

Расположение: у верха основания ушной раковины.

Показания: головная боль в виске, головокружение; конъюнктивит; инфильтрат ушной раковины; боли в зубах, гингивит, ограничение движения височно-нижнечелюстного сустава; струма.

Глубина укола 0,3 см, направление иглы почти горизонтальное; прижигание 5–7 мин.

TR21 ЭР-МЭНЬ

Расположение: спереди и выше козелка уха, где пальпируется углубление.

Показания: глухота, шум в ушах, отит; боли в зубах и верхней челюсти, головная боль, мигрень.

Глубина укола около 0,5–1,0 см; прижигание 3–5 мин.

TR22 ХЭ-ЛЯО (височная)

Расположение: в области виска, выше основания скулового отростка височной кости, немного кпереди и выше точки TR21 эр-мэнь, кзади от места пульсации поверхностной височной артерии.

Показания: шум в ушах, ощущение тяжести и боль в голове; паралич, нарез лицевого нерва; воспаление наружного слухового прохода, ринит, полип носа, носовое кровотечение.

Глубина укола 0,5–1,0 см, укол под углом (осторожно – артерия!); прижигание 3–5 мин.

TR23(21) СЫ-ЧЖУ-КУН

Расположение: в углублении у наружного конца брови. Топографическая анатомия: круговая мышца глаза, поверхностная височная артерия, глазной нерв (I ветвь тройничного нерва).

Показания: боли в лобной и височной областях головы, головокружение, мигрень; конъюнктивит, заворот края века, снижение остроты зрения; парез, паралич лицевого нерва.

Глубина укола 1,0 см, направление укола почти горизонтальное, конец иглы направлен к брови; прижигание не проводят.

盤古, Пань-гупань — «блюдо», гу — «древность». В древнекитайской мифологии первопредок, первый человек на земле. Мифы о Пань-гу зафиксированы письменно только в III в. н.э. Как предполагают китайские ученые, образ Пань-гу первоначально возник у родственных китайцам юж. племен — предков совр. народов мяо и яо. Согласно «Сань у ли цзи» («Исторические записи о трех и пяти» / «Записи циклов по третьим и пятым», о сань у — «троицах и пятерицах» см. Сяншучжи-сюэ) Сюй Чжэна (III в.), вселенная первоначально представляла собой некое подобие содержимого куриного яйца. В это время родился Пань-гу. Через 18 тыс. лет светлое начало (ян) образовало небо, а мутное (инь) — землю (см. Инь–ян). Пань-гу вытянулся до гигантских размеров — расстояние, на к-рое небо отстоит от земли (90 тыс. ли, т.е. ок. 45 тыс. км). По др. средневековым источникам, смерть Пань-гу и части его трупа дали начало конкретным космическим явлениям и элементам рельефа (в основе этих представлений лежит концепция о единстве макро- и микрокосма). Дыхание Пань-гу стало ветром и облаками, голос — громом, левый глаз — солнцем, правый — луной, четыре конечности и пять частей тела — четырьмя пределами земли (четырьмя сторонами света) и пятью священными горами, кровь — реками, жилы и вены — дорогами на земле, плоть — почвой на полях, волосы на голове и усы — созвездиями, растительность на теле — травами и деревьями, зубы и кости — золотом и каменьями, костный мозг — жемчугом и нефритом, пот — дождем и росой. После смерти Пань-гу паразиты, жившие на его теле, превратились в людей. По др. записям, в древности ясную погоду объясняли хорошим настроением Пань-гу, а плохую — дурным (проявление его гнева). Пань-гу отделяет небо и землюСогласно древним верованиям, «душа» (хунь, см. Хунь по, Душа, дух и духи) Пань-гу захоронена в Наньхае. Как сообщал писатель Жэнь Фан (VI в.), в то время в Гуйлине (Южн. Китай) был храм Пань-гу, где ему приносилась жертвенная еда и совершались моления («Шу и цзи» — «Записки об удивительном» / «Записи рассказов о странном»). В позднее средневековье Пань-гу изображали обычно с топором и зубилом в руках в момент отделения им неба от земли. Иногда Пань-гу рисовали с солнцем в одной руке и луной в другой, что объясняется соответствующей легендой, согласно к-рой, создавая вселенную, он неверно расположил солнце и луну, к-рые одновременно скрылись за морем, оставив людей во мраке. Тогда государь повелел Пань-гу исправить ошибку. Пань-гу написал на левой руке иероглиф «солнце», а на правой — «луна». Вытянув вперед левую руку, он позвал солнце, потом вытянул правую и позвал луну. Так он повторил семь раз, после чего солнце и луна поделили время суток между собой.
В позднем религ. даосизме Пань-гу — один из верховных персонажей, член триады (первоначально вместе с Лао-цзы и Хуан-ди, а затем вместе с Юй-ди и Лао-цзы). Нек-рые ученые (напр., Юань Кэ) непосредственно связывают образ Пань-гу с образом первопредка народов мяо и яо — Пань-ху или Пань-ваном.
Литература:
Юань Кэ. Мифы древнего Китая. М., 1987, указ.
Рифтин Б.Л.
Имя Пань-гу может быть понято как Свернувшаяся древность. В построенном на старинных источниках, ценном труде ученого и поэта Дун Сы-чжана 董斯张 (1586 – 1628) «Гуан Бо у чжи» («Расширение «Трактата обо всех вещах”», 1607), продолжившем «Бо у чжи» («Трактат обо всех вещах») Чжан Хуа (232 – 300, см. Фан И-чжи), сказано, что «государь (цзюнь) Пань-гу имел голову дракона (лун) и тело змеи». Это описание, по мнению Юань Кэ, напоминает облик Чжу-луна (Светоносный дракон). Миф о Пань-гу сформировался в эпоху расцвета нумерологии (сяншучжи-сюэ), поэтому в описании Сюй Чжэна он «за один день девять раз изменялся (бянь )» и все связанные с ним числа кратны девяти как высшему числовому выражению творческой, в данном случае демиургической, силы ян (см. Инь — ян). Там же он представлен ставшим «духом (шэнь ) на небе (тянь ) и святомудрым (шэн ) на земле».
Эта характеристика диаметрально противоположна Пань-гу в облике собакоподобного варвара Пань-ху, описанного в «Соу шэнь цзи» («Записки о поиске духов») Гань Бао (IV – V вв.) и др. более позних произведениях (прежде всего, «Хоу Хань шу» — «Книга Поздней Хань» Фань Е, 398 – 445). Его имя, трактуемое как Тыква под Плошкой, объясняется легендой о превращении круглого червя из уха старухи, помещенного под плошку на тыквенной бахче, в пятицветного (у сэ) пса. Пес принес императору/первопредку Ди Ку голову врага, за что получил в жены его младшую дочь, с к-рой отправился в дикие Южные горы. Там они стали вести варварский образ жизни и родили шесть мальчиков и шесть девочек, к-рые переженились друг с другом, что отражает как архаическую форму брака, известную и по мифу о других антропозооморфных первопредках Фу-си и Нюй-ва, так и нумерологическую дюжину «земных ветвей» (ди чжи, см. Гань чжи). Среди южных варваров мань, к-рых ханьцы прозывали «голозадыми», «повязочниками» (по виду одеяния) и «потомками Пань-ху», его считали культурным героем, изобретателем плуга и ткацкого станка, что знаменует присущую ему андрогинную природу, поскольку плуг – стандартный полоразличительный атрибут мужчины, а ткацкий станок – женщины.
Соответственно и Пань-гу был объектом поклонения. Вплоть до эпохи Сун (Х – XIII вв.) циркулировали сведения о существовании в самых разных местах империи (пров. Аньхой, Хунань, Цзянси, Цзянсу, Сычуань, Гуанси-Чжуанский авт. окр.) посвященных ему храмов (мяо ), в одном из к-рых он фигурировал с придворным чином лан 郎. В «Шу и цзи» («Записи рассказов о странном») сообщается даже о «стране (го ) Пань-гу» в Южных морях, т.е. в совр. регионе Юго-Восточной Азии, где все люди носят фамилию Пань-гу. Связующим звеном между двумя антиномичными ипостасями Пань-гу может служить предложенное В.Эберхардом (1942) и вслед за ним Д.Бодде (1961), Э.М.Яншиной (1984) и др. возведение их обеих к присутствующему в классич. памятниках («Цзо чжуань», «Чжуан-цзы», «Ле-цзы», «Люй-ши чунь цю», «Хуайнань-цзы» и проч.) древнему космогоническому образу первозданного яйцеобразного хаоса (хунь дунь), связанному М.Гране (1926) и с легендой о кожаном мешке, наполненном кровью, в к-рый как в «небо» стрелял шан-иньский правитель У-и (1198 – 1195), что, кроме того, напоминает миф о стрелке-солнцеборце И и в целом архетипы фаллического культа.

Гань Бао. Записки о поисках духов (Соу шэнь цзи) / Пер. Л.Н.Меньшикова. СПб., 1994, с. 321 – 324.
Литература:
Бодде Д. Мифы древнего Китая // Мифологии древнего мира. М., 1977, с.379 – 382; Яншина Э.М. Формирование и развитие древнекитайской мифологии. М., 1984, указ.; Юань Кэ. Чжунго шэньхуа чуаньшо цыдянь (Словарь китайских мифов и преданий). Шанхай, 1985, с.358 – 359; Eberhard W. Localkulturen im alten China. T. 1. Leiden, 1942. T. 2. Peking, 1942, S. 472; Granet M. Danses et légendes de la Chine ancienne. P., 1926, р. 540.
Кобзев А.И.
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. — М.: Вост. лит., 2006 – . Т. 2. Мифология. Религия / ред. М.Л.Титаренко, Б.Л.Рифтин, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов, Д.Г.Главева, С.М.Аникеева. — 2007. — 869 с. С.541-543.

Инь гу

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *