1. Вступление
  2. Аборт в Коране
  3. Прерывание беременности при половом акте
  4. Газали об абортах
  5. Хадис о вдыхании души
  6. Исламско-правовые школы об абортах
    1. Ханафиты
    2. Маликиты
    3. Шафииты
    4. Ханбалиты

Ислам считает зародыш формирующийся в утробе матери — ребенком с самого первого дня его нахождения в утробе матери.

Прерывание беременности или аборт в исламе и вообще в любой другой религии воспринимается как убийство эмбриона, которое совершается врачом непосредственно внутри матки женщины или предварительно эмбрион выводится оттуда путем психологического вмешательства или физического как самой матери ребенка, так и другого лица, врача.

О дозволительности или запретности абортов на ранних сроках беременности в Исламе существует несколько мнений 4 мазхабов о которых можно прочитать ниже. Учитывается также и тот факт, что послеабортные осложнения могут создать серьезную угрозу жизни женщины.

Показания для аборта

Аборт проводится в медицинском учреждении по социальным или медицинским показаниям.
Социальные показания определяет сама женщина, и они позволяют сделать аборт в ранние сроки. Решение о прерывании беременности в поздние сроки принимается медицинской комиссией по ограниченным социальным показаниям.
Медицинскими показаниями являются такие заболевания беременной или плода, которые угрожают жизни и здоровью женщины или будущего ребенка.
Перечень заболеваний, являющихся показаниями для прерывания беременности, достаточно обширен. К ним относятся психические заболевания, органические заболевания сердца, злокачественные новообразования, активные формы туберкулеза легких, тиреотоксический зоб, не поддающиеся лечению тяжелые токсикозы и другие заболевания.

Аборт в Коране

Об умышленном убийстве эмбриона и аборте не упоминается в Священной Книге Коран или в хадисах. Это связано с тем, что во времена, когда в исламе были ниспосланы аяты Корана и переданы хадисы, случаев умышленного убийства ребенка в утробе матери практически не встречалось. По мере развития богословской науки ислама стали появляться книги, в которых стали обсуждаться такие вопросы – это началось с конца I века по Хиджре – тогда в уголовном праве ислама стала обсуждаться тема умышленного убийства плода или в результате несчастного случая.

Об аборте как о прерывании беременности упоминают в исламе несколько взаимосвязанных источников. В Коране в отдельных аятах есть упоминание о преступлении, которое называют «убийством девочек, путем закапывания заживо в землю». С помощью общих трактовок без упоминания специальных терминов в исламе затрагивается вопрос убийства зародыша. К этому вопросу можно отнести и слова из аята о запрещении «убивать живые существа без права на это».

Всевышний Аллах упоминает в суре «Ан‘ам» о том, что все люди были сотворены с помощью одного дуновения, и это дуновение находилось в утробе матери на какой-то стадии развития. В аяте 151 запрещены категорически в исламе убийства как детей, так и любых живых существ. Плод эмбриона человека под категорию живых существ подходит и под категорию «дети». Пророку Мухаммаду ﷺ в суре «Мумтахина» было велено с женщин взять клятву, что они не будут совершать преступлений и определенных грехов, к числу которых было отнесено и убийство детей.

Прерывание беременности при половом акте

Непосредственно убийство или уничтожение плода, чтобы предотвратить его рождение, в хадисах не упомянуто. Относительно темы предохранения в хадисах говорят не как об умерщвлении эмбриона, а о прерванном сношении, которое прерывается для того, чтобы не допустить соединения спермы мужчины с яйцеклеткой женщины.

Газали об абортах

Специалистом в теологии и общепринятых исламских науках Газали были так разъяснены вопросы абортов в его книге «Ихья-улумид-дин» или «Воскрешение наук о вере»: «Предохранение несравнимо с абортом или закапыванием рожденных девочек в землю, потому что, в отличие от него, последние два деяния по сути являются убийством не потенциально возможного, а уже существующего (появившегося)». Он выделяет разные стадии развития плода: на первой ступени, когда мужское семя проникает в матку и соединяется с женской водой, оно переходит в жизнеспособное состояние. Это убивать и разрушать является преступлением. На том этапе, когда плод отвердевает и превращается в плоть, еще большим преступлением будет убивать его. Когда же в тело вдыхается душа и процесс его превращения в человека завершается, преступление становится еще более тяжким. Но когда плод покидает материнскую утробу, его убийство становится преступным в самой крайней степени. Он обращает внимание на то, что зарождение человека, то есть превращение зародыша в живое существо происходит в тот момент, когда сперма мужчины попадает в женскую матку и смешивается с «женской водой», поскольку ребенок зарождается не только из мужской жидкости, а при смешении жидкости мужской с женской, то есть при участии двух партнеров.

Ученый умер в начале 6-го века от Хиджры, но в его трудах есть ценные для теологов будущих веков нюансы относительно зародыша: он упоминает то, что в формировании ребенка участвуют как женские, так и мужские выделения, он упоминает оплодотворенную яйцеклетку как смешение двух жидкостей, которое перешло в жизнеспособное состояние, а не как живое существо, но он выделяет ступени развития, которые проходит зародыш в утробе матери, которые именуются как «аляка» или загустевшая кровь, и «мудга», то есть кусочек сырого мяса. Он также упоминает о процессе, когда в зародыш вдыхается душа, и этот процесс упоминается в хадисе, но не разъясняет этот процесс. Самое важное, что упоминает Газали в своем труде, — это то, что на каждом этапе появившееся в матке женщины образование представляет собой «некую ступень человеческого существования», и разрушение или убийство этого образования является преступлением.

Хадис о вдыхании души

Следует остановиться подробнее на том хадисе, в котором упоминается вдыхание души. Этот хадис был передан Бухари и Муслимом. В нем говорится, что Пророк Мухаммад ﷺ говорил, рассказывая о создании людей и формировании их судьбы, что создание человека происходит в течение сорока дней в утробе матери, а затем столько же времени становится «связанным», то есть представляет собой отвердевшую кровь или остается во взвешенном состоянии. Далее столько же времени проходит, когда зародыш превращается в небольшой кусочек плоти, и затем к нему присылают ангела, который вдыхает душу и передает приказ о том, что будет написано на роду у этого человека в течение жизни, состоящий из четырех пунктов: какие средства к существованию он будет иметь, каков будет его смертный час, каковы деяния предписаны ему на роду и каково будет его положение в загробном мире.

Есть другие версии сборников Муслима, где данная информация немного отличается: в некоторых версиях указывается вместо срока в сто двадцать дней срок в сорок пять дней, сорок и сорок два дня, а в другой версии сообщается, что спустя сорок два дня у зародыша создаются уши, глаза, кожа, кости и плоть. После этого ангел спрашивает у Всевышнего Аллаха, каков будет пол ребенка, после чего записывает волю Аллаха.

При пересказе иногда выявляются и искажения или неточности, поэтому истиной в исламе следует считать именно те хадисы, которые были переданы непосредственно от Посланника Аллаха Мухаммада ﷺ с достоверным иснадом.

В Коране есть описание того, какие стадии жизни проходит ребенок в утробе матери. Об этом сказано в суре «Муминун» и в хадисах для того, чтобы доказать существование, единство, волю и могущество Всевышнего Аллаха.

Исламско-правовые школы (мазхабы) об абортах

Некоторые теологи ислама расценивают хадис о «вдыхании души» в качестве доказательства того, что провоцирование выкидыша дозволены.

В течение четырех столетий ислама имамы-толкователи вели активную научную деятельность, в результате этого возникли споры о том, дозволен ли в исламе аборт с целью предотвращения появления ребенка на свет в определенные сроки после зачатия.

Теология ислама рассматривает вопрос об убийстве плода в утробе матери двумя аспектами, учитывая свою специфику, предполагающую толкование поступков, предметов и отношений относительно религиозных предписаний ислама и деление их на основании отнесения к категории обязательных, дозволенных, необходимых или невозбранимых, а также запретных или нежелательных.

С точки зрения теологии ислама, убийство плода рассматривается с точки зрения дозволенности либо запрета абортов и с точки зрения того наказания, которое грозит в исламе за случайное или умышленное убийство эмбриона.

Рассматривая аборт с точки зрения запрета на него или его дозволенности в исламе, теология останавливалась на том, чтобы выяснить можно ли считать эмбрион живым существом и можно ли считать его человеком. Если путем доказательств устанавливается, что эмбрион представляет собой живое человеческое существо, то ученые-теологи ислама разрешение прерывать беременность не дают, поскольку в Исламе запрещено убийство людей и всех живых существ. В ряду мусульманских богословов относительно дозволенности аборта вызывает разногласие тот факт, что трактовка некоторых хадисов была неправильной, а сами ученые теологи были недостаточно осведомлены о животном мире и вопросах медицины на определенном этапе развития науки.

Ханафитский мазхаб

Представители ханафитского мазхаба сходятся во мнении, что плод убивать после истечения ста двадцати дней после того, как произошло зачатие, нельзя, также как прерывать беременность и провоцировать выкидыш, лишая жизни зародыш.

Относительно более ранних сроков беременности ханафитский мазхаб имеет два мнения:

  1. по одному из них, это считают дозволенным, обращаясь в качестве доказательства к вышеупомянутому хадису,
  2. а по второму, совершать аборт даже на ранних сроках считают недозволенным, также как нельзя провоцировать выкидыш без достаточных на то серьезных оснований, связанных с угрозой для жизни. Именно по этим причинам человек, который облачен в одежду паломника, не может охотиться и птичьи яйца разбивать, потому что яйцо является началом жизни, и его разрушение может приравниваться к убийству плода или к провоцированию выкидыша.

Маликитский мазхаб

Представители мазхаба Малики заявляют о том, что совершать аборт, убивать плод с помощью операции, проводимой врачом, и предпринимать действия для провоцирования выкидыша недопустимо на любом сроке.

Шафиитский мазхаб

Теологи шафиитского мазхаба считают, что аборт, который может сделать врач, разрешается в течение сорока дней после зачатия, если на то есть уважительные причины, связанные со здоровьем женщины, беременность и предстоящие роды создают угрозу для жизни женщины, связан с трудной жизненной ситуацией женщины, и недопустим, если плоду более сорока дней, то есть по окончании абортивного периода. Но часть теологов этого мазхаба придерживаются того же мнения, что и теологи ханафитского мазхаба в исламе.

Ханбалитский мазхаб

Теологи-ханбалиты ислама придерживаются мнения, что искусственное прерывание беременности, аборт по истечение сорока дней от начала беременности женщине делать нельзя, а по мнению одного из имамов Захирии ибн Хазма, женщина, которая совершает аборт до наступления срока в сто двадцать дней, обязана заплатить штраф, а если женщина совершит искусственное прерывание беременности после — на сроке более ста двадцати дней от начала беременности, должна заплатить откуп или плату за кровь.

«Не смог сдержать слёз»

Некоммерческий Фонд защиты детей, материнства и детства имени святителя Николая Чудотворца начал устанавливать стенды с информацией для беременных женщин два года назад. За это время баннеры появились в 200 женских консультациях по всей России. Стенды оплачивают из денег, которые собирают с его участников, а также жертвуют предприниматели и неравнодушные к этой проблеме люди.

По словам президента благотворительного фонда Николая Моисеева, женщины, прочитавшие информацию на стендах, могут поменять своё решение и оставить ребёнка. В этом и заключается главная цель проекта.

­— Например, женщины лежат в гинекологическом отделении, им скучно, они гуляют по коридорам и читают плакаты. Мимо наших материалов не пройдёшь. У нас на стенде написано стихотворение «Последний разговор с мамой». Я даже сам, когда прочитал, не смог сдержать слёз. Представьте, какая реакция может быть у женщины?! Также нам звонили врачи-гинекологи и говорили, что после установки наших стендов несколько женщин, записанных на приём, решили рожать, а не делать аборт. Я не могу сказать, скольких людей это может остановить, но по крайней мере задумаются многие, — рассказал «Фонарю» Николай Моисеев.

Сейчас активисты фонда готовятся провести в Белгороде круглый стол, на котором они расскажут представителям власти, священнослужителям и активистам о своей деятельности и проектах по защите жизни ещё не рождённых детей.

Фото Николая Моисеева

Так, например, фонд открывает гуманитарные склады, куда небезразличные люди могут принести вещи и передать их малоимущим семьям. Организация также сотрудничает с «РусФондом» — российским фандрайзинговым благотворительным фондом. Она получает продукты питания и раздаёт нуждающимся (чаще всего многодетным семьям — прим. «Ф».). К слову, недавно в Белгороде провели акцию «Улыбнись, ваша мама выбрала жизнь». Активисты раздавали листовки и собирали подписи за запрет абортов.

— Нам помогают неравнодушные люди, которые видят актуальность в этой теме. Они хотят делать добрые дела. В вашем регионе такие люди есть. Мы постепенно начинаем знакомиться с общественными организациями, в том числе и молодёжными. Вот, кстати, недавно позвонил мне один священник из города Алексеевка. Он занимается доабортным консультированием, рассказал много полезной информации. Решили сотрудничать, — отмечает Моисеев.

Одна из задач фонда — замотивировать женщину оставить ребёнка, даже если у неё в семье финансовые трудности. Организация готова помогать вещами, продуктами, поддерживать психологически.

— Конечно, мы не сможем купить машину или квартиру, но решить проблему на бытовом уровне — да. Например, недавно к нам обратилась женщина. У неё уже есть три ребёнка, беременна четвёртым. У неё сломалась газовая колонка, и мы купили новую, — рассказывает Николай Моисеев.

Семья или карьера?

В Белгородской области с абортами борется общественная организация «Скорая молодёжная помощь». В 2013 году активисты начали работать в направлении, которое они назвали «За жизнь». Они проводят уличные акции, лекции и круглые столы.

— Большая часть нашей деятельности направлена на просвещение молодёжи. Многие даже не знают, как выглядит ребёнок в утробе матери, как он развивается. Мы ходим по вузам и школам, для старшеклассников проводим лекции, приглашаем на них психологов, священников, общественных деятелей. Мы выступаем за защиту традиционных семейных ценностей, — поясняет руководитель направления «За жизнь» Кристина Юдина.

Активисты считают, что молодёжь боится заводить семьи. Молодые люди выбирают карьеру, думая, что ребёнок может помешать самореализации. Парни и девушки уверяют, что это не так: среди матерей и отцов есть успешные люди, которые добились успехов в работе и стали хорошими родителями.

Фото Антона Вергуна

В 2015 году в Белгороде «Скорая молодёжная помощь» провела акция «Один из нас». В парке Победы молодые люди выложили силуэт эмбриона из свечей и показали спектакль «Чужая злая воля».

В 2016 году представители разных общественных организаций собирали подписи за запрет абортов на законодательном уровне и поддержку государством молодых семей с детьми. Активисты требовали запретить все виды абортов: хирургические и медикаментозные, гормональную контрацепцию и внутриматочную систему с абортивным действием, операции экстракорпорального оплодотворения, при которых производится заготовление и убийство избыточных эмбрионов человека.

«Аборт — это убийство ребёнка»

Служители церкви и добровольцы постоянно работают с женщинами, чтобы они отказались от аборта. Например, в больницах для этого проводят специальные противоабортные консультации. Православный психолог беседует с беременной женщиной, идущей на аборт, и рассказывает, к каким последствиям для физического и психологического здоровья может он привести.

— С точки зрения православной церкви аборт — это убийство ребёнка, причём своего собственного. Как это ни странно, иногда женщина не понимает тяжесть греха, даже вообще не задумывается об этом. В подобных случаях беседа со священником помогает, что называется «открыть глаза», и часто одной беседы достаточно, чтобы сохранить нерождённую жизнь, — комментирует руководитель Епархиального центра по защите жизни и православных семейных ценностей, священник Иоанн Залога.

Белгородская митрополия также помогает женщинам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. В Старом Осколе и Белгороде работают специальные приюты, куда со своими проблемами могут обратиться женщины. Также в этих городах действуют пункты гуманитарной помощи, где малоимущие семьи могут получить продукты и вещи.

В Старом Осколе с 2012 года работает «Кризисный центр для женщин, попавших в трудную жизненную ситуацию». Одно из направлений деятельности — помощь беременным. В организации проводят доабортное консультирование, оказывают материальную и юридическую помощь. За шесть лет работы центр помог сохранить 248 беременностей.

Фото Антона Вергуна

Кстати, 14 февраля в Белгороде на улице Красных Партизан, 4а открылся епархиальный кризисный центр матери и ребёнка, которые попали в трудную жизненную ситуацию: потеряли жильё, столкнулись в семье с насилием и другими проблемами. Одна комната рассчитана на беременных женщин. В центре с белгородками работают психологи, юристы и священники.

В 2017 году на 25-м съезде духовенства Белгородской и Старооскольской епархии священнослужители попросили депутатов облдумы подумать об отмене финансирования абортов из средств системы обязательного медицинского страхования.

— Если бы женщины не решились на аборт, количество родившихся превысило количество умерших. Вот почему нам всем необходимо поддержать инициативу патриарха Кирилла, который предложил запретить оплачивать аборты из средств медицинского страхования. Самое главное право человека — это право на жизнь, — говорил митрополит Белгородский и Старооскольский Иоанн.

В начале этого года на 26-м съезде священнослужители обсудили проблему врачей, которые по религиозным причинам не хотят делать аборты, но боятся отказать из-за возможных проблем с руководством больниц. Белгородская митрополия хочет актуализировать в регионе 70-ю статью федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», где сказано, что врач может отказаться делать аборт по религиозным убеждениям. Она обратились к губернатору Евгению Савченко с просьбой поддержать эту инициативу.

Одинокие мамы получают по 580 рублей на ребёнка

В 2017 году в Белгородской области сделали более 3,7 тысячи абортов. По информации облздрава, в основном на это идут женщины от 25 до 32 лет. В лечебных учреждениях региона ведут профилактическую работу с теми, кто хочет сделать аборт. В прошлом году психологи и другие специалисты сохранили более 500 беременностей.

Психологи мотивируют женщин рожать, рассказывая о материальной поддержке региона одиноких матерей и малоимущих семей. Так, с 2004 года в Белгородской области выплачивается ежемесячное пособие на каждого ребёнка до 16 лет тем семьям, где среднедушевой доход не превышает прожиточный минимум. В Белгородской области на сегодняшний день он составляет 8,37 тысячи рублей. Одинокие мамы получают по 580 рублей на каждого ребёнка ежемесячно. Такие пособия выплачиваются 9 тысячам детей.

Напомним, что в 2012 году в области действовал социальный проект «Ничьих детей не бывает». Те женщины, которые изменили своё решение и родили ребёнка, получили по 10 тысяч рублей. Благодаря проекту на свет появились около 1,2 тысячи детей.

Помогают власти и с воспитанием ребёнка и его социализацией. С трудными детьми работают в социально-реабилитационных центрах для несовершеннолетних. В Белгородской области их 12 штук. Здесь помогают семьям, которые оказались в трудной жизненной ситуации или социально-опасном положении. В 2017 году таких детей в области насчитывалось 761 человек, из них около 600 несовершеннолетних вернулись в семьи.

В Грайворонском районе есть 20-местный кризисный центр для женщин с детьми. Туда на реабилитацию направляют матерей без жилья и денег. Так в 2017 году в центре помогли пяти женщинам.

Социальные гостиницы для малоимущих или неблагополучных семей есть в Прохоровском, Валуйском и Ракитянском районах. Родителям и детям здесь оказывают социальную, психологическую и юридическую помощь.

Как пояснили в пресс-службе облздрава, в регионе есть программы по сексуальному воспитанию старшеклассников и студентов первых курсов. В частности, девушки проходят медицинские профилактические осмотры, чтобы на ранней стадии выявить возможные отклонения.

— Беседы по вопросам сексуального воспитания девушек-учащихся старших классов и первых курсов университетов проводятся медицинскими работниками образовательных учреждений в рамках санитарной просветительской работы, — ответили «Фонарю» в департаменте здравоохранения и социальной защиты области.

Нельзя говорить женщине, что она убийца

В 2017 году в Белгородской области на свет появились 15 142 ребёнка, а абортов по медицинским показаниям врачи сделали более 1,5 тысячи. Такие аборты делают, если женщина больна эпилепсией, туберкулёзом, язвой, циррозом, дистонией, сахарным диабетом в тяжёлых формах и другими заболеваниями. Также прерывание беременности проводят тогда, когда у плода обнаруживают аномалии развития.

Аборт могут сделать и в тех случаях, когда у мужа есть первая или вторая группа инвалидности; если он умер, пока женщина была беременной; если женщина находится в тюрьме или колонии; если суд принял решение о лишении или ограничении родительских прав, а также если женщина забеременела после изнасилования. В этих ситуациях аборт делают до 12-й недели срока.

Фото Владимира Корнева

По мнению врача акушера-гинеколога высшей квалификационной категории Лилии Лобач, главная задача доктора — не убеждать женщину, а рассказать обо всех рисках для её здоровья, если она решится на аборт.

— Мы всегда говорим, какие последствия могут быть. От них никто не застрахован. Как ответит организм, неизвестно. В моей практике был случай, когда женщина пошла на аборт, но случилось осложнение — перфорация матки. После наркоза она проснулась и узнала, что ей удалили матку, и рожать уже никогда не сможет. Ни в коем случае нельзя давить на женщину, а тем более говорить, что она убийца. Нет. Мы должны донести информацию. А уже решение принимает женщина вместе со своей семьёй, — комментирует Лилия Лобач.

Акушер-гинеколог уверена, что материальное положение не должно быть решающим фактором в этом вопросе. Деньги можно заработать, а вернуть здоровье — не всегда.

— К сожалению, сейчас гинекологи сталкиваются с проблемой, что молодая нормальная женщина не может забеременеть. Поэтому многие гинекологи стараются убедить женщину родить первого или второго ребёнка. Не делать аборт. Иногда это получается. Люди потом встречают тебя и благодарят, — замечает Лобач.

Кстати, «Фонарь» уже писал о том, почему тема бесплодия на сегодняшний день более актуальна, чем тема абортов. Почитать об этом можно .

Показания для аборта

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *